Мозаика

Смальта – произведение искусства в интерьере вашего жилища

Элементами мозаики может быть все что угодно: кусочки стекла и дерева, осколки перламутра и металлические пластинки, камешки и фрагменты зеркала. Однако к самым известным и старинным видам мозаики относится, конечно, стеклянная, а, в частности, один из ее видов – смальта.

Что такое смальта

Смальта – искусственное прозрачное или непрозрачное цветное стекло, изготавливаемое по специальной технологии. Довольно долго под этим названием подразумевали только ярко-синюю эмаль или стекло такого же цвета, но сейчас название распространилось на все виды материала.

В качестве отделки смальта известна со времен Древнего Рима. Материал, сохраняющий цвет и блеск на протяжении столетий превосходно подходил для увековечивания побед царей или божественных историй. В домашних условиях ее применяют намного реже, поскольку материал это сложный для ручной работы, требующий и внимания, и опыта, и немалого терпения.

В отличие от обычной стеклянной плитки смальту используют в виде осколков. Производится она в виде блоков, которые необходимо раскалывать или распиливать, чтобы получить маленькие цветные элементы. Понятно, что не каждый может совладать с таким материалом.

  • Российские изготовители чаще всего предлагают модули в виде «блинов» и «блоков».
    • «Блин» – одноцветный овал толщиной в 5–9 мм и размерами в 20–30 см на 40–60 см. Такой «блин» раскалывают: модуль устанавливают в ребро, прижимают долотом и ударяют молотком.
    • «Блок» – отличается не только формой и размерами. Это прямоугольный или квадратный слой толщиной в от 7 до 30 мм и размерами от 15*15 до 25*25 см. Кроме этого, блок часто изготавливают из смальты разных оттенков, в результате чего в массе изделия образуются изумительные цветовые переходы полутонов, оттенков, градиентов. «Блок» чаще всего распиливают, а не раскалывают, а мозаику составляют так, чтобы учесть тонкие переливы цвета между элементами одного массива.
  • Итальянская смальта продается в виде кубиков размерами до 4–5 см и толщиной в 1–2 см. Кубик раскалывается намного проще, но и стоимость итальянской продукции намного выше.

При расколе, да и при распиле получают элементы с разной поверхностью – матовой, гладкой, с неровным сколом, ровным распилом и так далее. В зависимости от задумки используются любые поверхности тессера – кусочка мозаики, здесь все зависит от воображения или видения художника. Поэтому выкладка панно из смальты, это, прежде всего творческая работа и требует хорошего ощущения цвета.

Работать со смальтой необходимо аккуратно – это стекло, а, значит, у его осколков острые края.

На стадии раскалывания «блинов» или «блоков» необходимо надевать перчатки, защитные очки и обращать внимание на траекторию отлета кусочков, чтобы не потерять часть материала. Сама технология монтажа мозаики из смальты также предполагает использование перчаток.

Мозаика из смальты (фото)

Виды такой мозаики

Специфическая форма тессеров – по сути любая, и к тому же с разной поверхностью, требует и особого обращения с материалом. Мозаика из смальты заметно отличается от привычных наборов из квадратных или круглых стеклянных плиточек. Во всяком случае готовые модули из одинаковых элементов, так подходящие для облицовки кухонных фартуков, здесь невозможны.

  • Византийская – самый традиционные вид мозаики, где цветные кусочки более или менее близкой формы уложены как можно плотнее друг к другу, а швы заполнены затиркой. Размер тессеров при этом может быть разным.
  • Инкрустация – врезка кусочков цветного стекла в поверхность материала, отличающегося фактурой – в дерево, например.
  • Маркетри – смальта для деревянного столика используется редко, поскольку этот материал не образует плоскости. А вот на стеклянных и металлических столиках встречается и мозаика из смальты. В основном это современные произведения.
  • Флорентийская – по технике исполнения ничем не отличается от византийской, но предполагает законченную картину из смальты с героическим или божественным сюжетом, наподобие картин старинных мастеров. Тессеры используются любой формы и размера.

Мозаика из смальты предполагает 2 возможных вида набора.

  • Прямой – кусочки стекла укладываются на поверхность, покрытую клеевым или цементным раствором. Тессеры кладут лицевой стороной верх – гладкой или сколотой, зависит от идеи. Плюс такого метода – художник видит, как воплощается его замысел и по ходу исполнения может заменить какие-то кусочки, найдя лучшие по цвету или фактуре.
  • Обратный набор предполагает размещение тессеров лицевой стороной вниз и заливку готового собранного рисунка каким-то материалом основания. Таким образом можно получить максимально плоскую поверхность мозаики. После застывания изделие переворачивают и слегка подравнивают края тессеров,

Этот же метод используется, когда невозможна работа по месту, а мозаичное панно нужно привезти в готовом виде.

О том, как производится золотая смальта, расскажет этот видеоролик:

Особенности материала

Смальта обладает всеми достоинствами и преимуществами стекла, однако в силу специфической своей формы и метода использования мозаика из нее обладает дополнительными особенностями.

  • Смальта привлекает не за счет разнообразия цветовых оттенков, а благодаря своеобразному свечению изнутри. Оно обусловлено толщиной элемента, комбинаций прозрачных и полупрозрачных участков, введением металлического зерна и так далее. Да и сам материал зачастую изготавливается из нескольких цветных смесей, позволяющих получить игру полутонов в пределах самого крошечного осколка стекла.
  • Обработка тессера допускает любую поверхность – гладкую, блестящую, матовую, рельефную, колотую, пиленую и прочее. А это позволяет создавать игру цвета и тени за счет разницы фактур.
  • Смальту можно укладывать на сколь угодно неровные и криволинейные поверхности и даже скрывать за ней строительные дефекты.
  • Это один из самых долговечных материалов из ныне существующих. Известным сегодня римским мозаикам более 2 тысяч лет, но они ни на йоту не потеряли своей красоты и красочности.

Однако у этих достоинств есть и обратная сторона.

  • Использовать смальту для отделки всей стены особенно в большом помещении не рекомендуется. И дело даже не в том, что мозаика таких размеров будет утяжелять стену, а в том, что тессеры – осколки с острыми краями и представляют определенную опасность. Для оформления детской, например, да и вообще для жилища, где есть дети, отделка смальтой не допускается, уж лучше просто мозаика, или, например керамическая плитка на пол.
  • «Мертвая зона» для такого панно – 5 метров, так что при небольших размерах комнаты мозаика будет представлять собой очень небольшой фрагмент.
  • Трудоемкость – это тяжелый, требующий предельного внимания труд. К тому же здесь нужны художественные способности и чувство цвета. Соответственно, стоимость таких работ очень высока.
  • Смальта – дорогой материал и облицовка им ванной обойдется в изрядную сумму (в сравнении с керамической плиткой).

О том, как правильно колоть смальту, расскажет данное видео:

Цветовая гамма

Наиболее правильным выражением по отношению к выбору цветов для смальты будет сказать – бесконечный. В стекло при изготовлении добавляют неорганические красители любого рода, в том числе и люминесцентные, при этом часто сочетают разные соли и оксиды, чтобы получить самые удивительные оттенки. Кроме того, существуют и дополнительные способы обогатить цветовую гамму.

Различают несколько видов смальты.

  • Прозрачная – в состав исходного сырья входят разнообразные калиевые соли. Они придают оттенок материалу, но не влияют на его прозрачность. Секретов здесь множество: так, сера дает яркий синий цвет стекла, а в присутствии солей кадмия, которые сама по себе бесцветны, создает насыщенный желтый.
  • Опаловая или глухая – непрозрачный материал, где в качестве пигментов используют заглушающие вещества, наподобие триоксида сурьмы или оксида олова.
  • Жилистая или пятнистая – ее получают комбинацией исходного сырья разного оттенка. По глубине материала цвет может меняться, причем весьма заметно.
  • Золотая или серебряная – своеобразный триплекс, где между двумя кусочками стекла запрессовывается золотая или серебряная фольга. Цвет смальты определяется толщиной и пробой фольги. Так, раскатанное до прозрачности червонное золото просвечивает зеленым, а золото с добавкой меди становится розовым.

Производство продукции

Технология

Технология изготовления смальты, на первый взгляд, проста и мало чем отличается от варки стекла. Однако в шихту для придания нужного оттенка добавляются оксиды металлов в разных сочетаниях. И вот здесь то и возникает главная сложность.

Сами по себе смальтоваренные печи несложны, поскольку температура процесса относительно невысока – 1000–1200 С, и, главное, не требуется особой точности в соблюдении температурного режима. А это означает отсутствие дорогостоящей аппаратуры по регулировке температуры и давления.

  • Исходное сырье заливают в емкости – отдельно для каждого оттенка и устанавливают в печь. Варка, как правило, занимает около 3–4 часов.
  • Затем смальту выливают на ровные чугунные доски и раскатывают специальными металлическими валиками.
  • Полученные неправильной формы «лепешки» распиливают на бруски, «блоки» или «блины».

Технология действительно примитивна, но, кроме того, небольшой объем выпускаемой продукции не позволяет автоматизировать процесс.

Варка

Варка смальты – процесс почти такой же творческий, как и изготовление мозаики из нее.

  • Во-первых, рецепты цвета и дополнительных эффектов считаются секретом производства.
  • Во-вторых, при самом точном соблюдении технологии нет гарантии получения ровно такого же оттенка. К тому же имеет значение и последующая термическая обработка материала. Так, например, медь, добавленная в стекло, никак не окраску и прозрачность не влияет.

Но если изделие нагреть до температуры близкой к плавлению, начинает появляться розоватый оттенок. При дальнейшем нагреве цвет будущей смальты переходит в ярко-красный, а затем в коричневый. На последней стадии становятся видны вкрапления меди, и материал частично становится мутным. Этот эффект широко используют при изготовлении искусственных авантюринов, но чаще добавляют в сырье не медь, а хром.

Такое положение вещей делает очень соблазнительной идею изготовления, самостоятельной варки смальты для мозаики в домашних условиях своими руками. Известно, что многие художники-мозаичисты самостоятельно готовят для себя материал. Однако такое умение вырабатывается лишь годами опытов со стекловарной печью.

Несколько иначе выглядит процесс изготовления золотой смальты. В этом случае сначала выдувают стеклянные листы толщиной не более 1 мм и разрезают их на плитки по 100–200 кв. см.

На каждой плитке размещают фрагмент золотой фольги и устанавливают заготовки в специальную печь, где температуру повышают до размягчения, но не плавления стекла. Затем на каждую пластинку выливают жидкое стекло в таком объеме, чтобы при застывании оно образовало слой не толще 1 см. Потом плитку запрессовывают и отжигают.

О том, где купить смальту для мозаики и в какую стоимость, читайте ниже.

Известные производители

  • В России единственным официальным производителем смальты является Экспериментальная Лаборатория Художественных Стекломатериалов. Они используют для изготовления смальты проверенный метод ручной раскатки и предлагают материал более чем 1000 оттенков. Смальту выпускают в виде блоков или полос, в том числе и золотую. Цена обычной цветной смальты колеблется от 590 до 700 р. за кг. Золотая смальта стоит от 55 000 до 85000 р. за кг.
  • Итальянский производитель SICISвыпускает прозрачную смальту наряду с матовой и перламутровой стеклянной мозаикой. Квадратный метр готового блока оценивается в 50–60 €.
  • Vitrex – тоже итальянская компания, известная на российском рынке. Vitrex предлагает прозрачную и непрозрачную смальту. Продается она в виде кубиков, что облегчает работу по расколу и укладке материала. В среднем стоимость колеблется в районе 12–14 тыс. р. кв.м. Найти в магазинах блоки или кубики для самостоятельной работы весьма сложно.
  • Bisazza – производит множество видов керамической отделки, а также стеклянную мозаику и смальту. В России можно приобрести не только готовый модуль, но и материал для панно в виде блоков. Цветовая палитра – около 150 оттенков. Стоит блок от 1700 р. за кг.

Смальта – удивительный вид мозаики. Богатством оттенков и рельефа она превосходит даже стекло, а по долговечности и водостойкости поспорит с самыми прочными керамическими изделиями. И это действительно творческий материал во всех смыслах слова: каждая мозаика из смальты – это произведение искусства.

Данное видео поможет вам правильно порезать мозаику и смальту по диагонали:

Мозаика – это красота, индивидуальность, это эмоции и чувства в одном слове. Мозаика увлекает и создавая узор или орнамент, ты ни когда с уверенностью не знаешь какой будет результат. Ты полностью во власти этих маленьких цветных кусочков, которые переплетаются создавая неповторимые рисунки.

Материалом для создания своих мозаик мы выбрали смальту.

Что же такое смальта?

Смальта слово от немецкого Smalte или Schmalte, schmelzen — плавить. Смальта – это стекло, когда то только ярко-синее, полученное из кремневой кислоты и кобальта, в позднее цветное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металла. Самые ранние образцы создания мозаики из смальты относятся к 4 веку до нашей эры.

Смальта – один из долговечных материалов. Смальта устойчива к воде, морозу и многим агрессивным средам. Римские мозаики из смальты пережили тысячелетия. Смальтой украшен Храм Бога Господня в Иерусалиме и Собор Сан-Марко в Венеции, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и метрополитен в Москве. И это лишь маленькая толика того где используется смальта.

В своих работах мы используем смальту квадратной формы. Создание мозаики из смальты, это полностью ручной труд, требующий аккуратности и тщательности.

Смальта обладает глубиной цвета, таким внутренних свечением. Размер и форма, практически неограничен, так как кусочки различной формы, получаются методом колки или резки. Цветовая гамма широкая, и все вместе – это отличная основа для создания различных мозаик на наших досках.

мозаика

картинка из смальты

Альтернативные описания

• Узор из цветных камней, плиток, стекла

• Изображение или орнамент, выполненные из отдельных кусочков какого-либо материала

• Изображение и орнамент из разноцветных материалов

• Детская игра, в которой нужно составлять рисунки, узоры из разноцветных элементов

• болезнь овощей

• болезнь помидоров

• вирусная болезнь растений, проявляющаяся в появлении пятен на листьях

• вирусное заболевание растений, на листьях и плодах пятна различной интенсивности

• камешек к камешку

• камешек к камешку (узор)

• камешек к камешку, стеклышко к стеклышку

• картина из кусочков цветного стекла

• мусия ж. мозаичное, -ческое или мусийное искусство и произведенье его; искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Мозаикист, мусийщи, мозаичник м. мозаичный художник

• осколочный орнамент

• отрасль живописи

• пазл порусски

• первая книга стихотворений А. Вознесенского

• перен. То, что представляет собою пеструю смесь разнородных элементов

• переход в новую тональность

• узор из разноцветного стекла

• узор из стекла

• узор из цветных камешков

• Картина, узор из закрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков стекла, мрамора, цветных камней; кусочки стекла, мрамора, цветных камней, используемые для таких картин, узоров

• изображение, созданное из пригнанных кусочков каких-либо материалов, искусство создания подобных картин

• Вид декоративного прикладного искусства

• изображение или орнамент, выполненные из отдельных кусочков какого-либо материала

• пестрая смесь, напр., впечатлений

• вид искусства

• пазл по-русски

• рисунок, выложенный смальтой

• искусство создания рисунков и узоров из разноцветных камешков, кусочков стекла, и т. п.

• узор из кусочков камня, стекла

• декоративный узор из кусочков камня, стекла

• искусство узоров

Смальта

Один из наиболее практичных и красивых видов мозаики – это смальта. Первые русские технологии изготовления стеклышек под этим названием разработал М.В.Ломоносов в середине 18 века. А самыми известными произведениями той поры стали огромные картины, украсившие Исаакиевский собор. Основные принципы создания смальты остались прежними, но современные способы производства внесли свои коррективы. Существенно расширены возможности применения новых методов обработки исходного сырья и материалов.

Смальта в архитектуре – это способ придания интерьеру или наружной отделке уникальность, изысканность. Этот вид мозаики практикуют при оформлении храмов, дворцов, общественных зданий. Почитатели классики и монументальности используют смальту в частных постройках. Смальтовой мозаикой отделывают участки стен, порталы каминов, бассейны, скульптуры. Из нее создают эксклюзивные панно, красивые картины.

Как получают смальту

Что такое смальта? По сути, это кусочки разноцветного стекла, только не обычного, а изготовленного по особой технологии.

  • Стекло измельчают почти до порошкообразного состояния.
  • Для придания цветового оттенка добавляют окиси металлов: кобальта, никеля, меди, железа, серебра, золота. Синтетические или органические красители не применяются.
  • Чтобы стеклышки получались непрозрачными, в сырьевую смесь добавляют мышьяк, сурьму или олово.
  • Полученную массу помещают в специальные печи, где она прессуется и спекается при температуре порядка 800°С.

Чтобы создать сплошной золотой или серебряный эффект, тонкую фольгу помещают между спекаемыми слоями стекла. Смальту с жилками или пятнышками получают в результате последовательного введения отдельных компонентов в процессе термической обработки.

Самодеятельные художники и любители что-то мастерить могут наладить изготовление смальты в домашней мастерской. Но для этого нужно иметь хотя бы маленькую стекловаренную печь, дробилку для измельчения стекла и необходимые компоненты.

Разновидности мозаики

Выпускается смальта для мозаики в виде сплошных пластин, отдельными кусочками, а также готовыми к укладке модулями на тонкой сетке. Каждый тип материала получил свое название и способ использования.

  1. Opus. Так называют кусочки смальты квадратной формы маленького размера. Их укладывают ровными рядами, получая поверхность строго геометрической формы. Можно использовать стеклышки одного цвета, но гораздо интереснее смотрятся такие полотна в переходящих тонах или разноцветные.
  2. Fusion. Данный тип стекла смальта наделен неправильными формами, камешки выглядят причудливыми многогранниками. Их любят художники и декораторы. поскольку есть где разгуляться фантазии. Сложные формы камней, преломляя световые лучи, дают необыкновенно красивую игру цветов и оттенков.
  3. Ravenna – это мозаика из смальты, для работы над которой используют квадратные камни разного размера, цвета, дизайна. Здесь совершенно отсутствует параллельная укладка стекол, при этом получаются интересные поля геометрической формы.
  4. Wall – техника укладки, напоминающая кирпичную кладку. В этом случае облицованная поверхность получается со строгой направленностью, вертикальной или горизонтальной.

Профессиональные художники, декораторы для создания мозаичных картин предпочитают использовать не отдельные камешки, а пластины. В процессе работы над узорами из смальты, от цельного полотна отламывают кусочки нужного размера. При необходимости обтачивают их, придавая нужную форму. При создании смальтовой отделки применяются камни не только строгих геометрических фигур, но также нестандартные – в виде осколков, неправильных трапеций, многоугольников.

Свойства смальты

Сложно переоценить качества мозаики из смальты. Помимо визуальной привлекательности и отличной совместимости с другими отделочными материалами, предметами мебели и декора, смальта обладает:

  • высокой стойкостью к резким перепадам температур;
  • минимальным водопоглощением, выдерживает длительное воздействие воды;
  • способностью выдерживать значительные температуры, пригодна для облицовки печей.

Со степенью износостойкости смальтовой мозаики не может сравниться даже самый твердый камень. Полы, изготовленные с использованием этого материала практически не истираются и служат много лет без изменения цвета и качества. О безграничном ассортименте цветов, форм, размеров мы уже упоминали выше. Недостаток у смальты есть, но только один – ее высокая стоимость. Но зачастую она бывает оправданна красотой отделки, ее долговечностью и уникальностью.

Набор картин из мозаики

Чтобы создать мозаичную картину, понадобятся такие инструменты для смальты:

  • кусачки дисковые и с режущими плоскостями:
  • молотки с колющей рабочей частью из закаленной стали или победита;
  • харди с подставкой для колки смальты.

Кроме того, надо приготовить клей (годится любой для стекла или плитки), а также затирку.

Для начала следует выбрать (нарисовать) эскиз или схему, желательно в натуральную величину. Выбрать способ изготовления смальты своими руками: прямой или обратный. В первом случае материал выкладывается лицевой стороной к себе. Во втором варианте, стеклышки выкладываются изнаночной стороной вверх на бумагу. По окончании работы, картину переворачивают, укрепляют на основу, а с лицевой части бумагу отмачивают водой и снимают. Процесс набора картинки в прямом варианте выполняется следующим образом:

  • Прежде всего делается подгонка. На подготовленный эскиз надо выложить все камешки, сделать нужную корректировку, чтобы композиция получилась такой, какой она видится дизайнеру.
  • Поверхность под мозаику должна быть ровной, ее необходимо тщательно отчистить, отмыть и высушить.
  • Затем нанести клеящий состав ровным тонким слоем.
  • Со схемы все кусочки смальты нужно аккуратно перенести на клей, осторожно вдавливая их в него.
  • После того, как последний камешек уложен, необходимо окончательно оценить свою работу. Если надо, то что-то изменить или поправить.

Теперь покрытие уплотняют, излишки клея удаляют. А после высыхания картину или панно можно отполировать мягкой салфеткой. В случае использования смальты для создания точных геометрических фигур, стыки между камешками заделывают затиркой подходящего цвета.

  • Внешняя отделка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *